Идея небольшого походика на май с минимумом людей рождалась давно. Просто по тем или иным причинам она откладывалась и откладывалась все дальше и дальше. Наконец на майские текущего года она нашла свое воплощение, пусть и не совсем в таком виде, в котором предполагалось изначально, но все же разрешилась как факт .
Незадолго до отъезда на хвост мне упал один товарищ, никогда ранее не бывший в походах, но жаждавший это исправить. Что, собственно, и было осуществлено попутно. Забегая на будущее, надо отметить, что Игорек был весьма молодцом, особливо в хозяйственном плане.
Маршрут тоже довольно традиционный задумывался. Т.к. не так уж много времени было на него отведено и хотелось подъезды-отъезды попроще сделать.
Товарищ ехал из Киева, рандеву с ним предполагалось уже в Крыму. Сам думал ехать до Симфера электричками в целях экономии, но как и следовало ожидать - жизнь внесла свои коррективы. Я опоздал на электричку из Запорожья минуты на три - поздновато вышел и попал на тормознутую маршрутку. В итоге купил билет на поезд через полтора часа, заодно взял себе обратный из Симфера (как и следует ожидать, билетов практически не было, пришлось брать на дорогущий Питерский поезд). 30-го числа около девяти вечера был в Симфере, упал на тралик до Алушты и направился к началу маршрута - Перевальное. В 10 тот торомоз-тралик наконец дополз до кольца, где ваш покорный слуга наконец имел счастье покинуть его располагающее к сновидениям нутро и направить свои стопы на ночевку на Малиновый ручей, перебудив по дороге как минимум половину всех сельских собак. Романтика, ептыть - темень, истошный лай по бокам, грунтовочка в выбоинах под ногами и в довершении ко всему довольно чувствительная вечерняя прохлада, плавно переходящая в ночной дубарь.
Малиновый встретил бодрым журчанием - уже не первый раз мы с ним здоровкаемся вот так практически ночью. От деревца, растущего на бережку, был организован с позволения сказать бивуак. От палатки мы с Игорьком отказались вследствие довольно значительного ее веса на двоих, учитывая, что мне наоборот необходимо было облегчиться по максимуму по известным причинам. Организовывалась импровизированная крыша из растяжек, натягиваемых либо между деревьями, либо на полностью сложенных палках, поверх которых накидывалась клеенка до получения двускатной крыши, способной приютить в случае дождя одного-двух человек. края клеенки по бокам прижимались камнями, взятыми тут же.
Время было уж позднее, готовить что-то не было особенно ни времени, ни желания, в итоге с помощью горелки скоро был съеден пакетик мивины и выпита кружка чая. Такой вот холостяцкий ужин.
Утро встретило солнышком и регулярно проходящими на Долгоруковку группами. Мне же спешить было некуда - поезд Игоря прибывал в Симфер около 11ти, плюс пока бы он доехал до Перевального.
В 12 наконец прибыл Игорь на реактивном транспорте под названием троллейбус с табличкой № 1. К тому времени уже успело прибыть штуки три групп, одна направилась на Долгоруковку, а две - на Чердак. Игоря надо было видеть - джинсы с нашивками, свитер, кроссовки, в общем для похода совершенно "мажорный" прикид . На естественно возникший у меня вопрос, зачем это, получил ответ, что еще нужно возвращаться в Запорожье и не быть похожим на бомжа. День жаркий, и народ последовал моему примеру, поменяв форму одежды на шорты и футболку. Тем более еще в гору лезть, и так жарко будет. В первом часу дня вышли. Ишачка она и в Африке ишачка . По дороге обгоняем арьергард какой-то группы. Авангард ее догнали на первом пупырьке нижнего плато с видом на водохранилище рядом с Перевальным. Дальше ушли вперед - взлет к триангулятору на нижнем плато, и там самое приятное - обед! Пока кушали, подошли те, кого мы обогнали, оказались литовцы с руководителем-одесситом. Передавал привет Диме из сотки-2004 (вероятнее всего, Покемону, кодовая фраза - "Димон, налево!").
В общем далее все как обычно на маевку на Чердаке. Куча людей, машины кое-где, и дурацкий стелящийся можжевельник (или что это за растение - кто был на нижнем плато, тот поймет). Периодически накрапывает небольшой дождик. Апофеозом дня для Игоря явился подъем на Ангар-бурун. Про него я на следующее утро услышал фразу "думал, я вчера умру". Под Ангаром валялось немножко снежка, но грязноватого. Отдохнули, пожевали сухпая. Именно в этот момент небо решило чуть-чуть посыпать нас небольшим градом, к счастью, быстро закончившимся. Решался следующий стратегический вопрос - идти или не идти на Эклизи. 17 часов, сил у новичка маловато. А еще спускаться довольно много. тем более что я хотел стать не на Буковой или Кутузовских, а траверснуть на запад понизу, чтобы на следующий день сразу в Розовое вывалиться (попыток в 4й раз найти спуск на Саурган я решил не предпринимать). В итоге решаем пока что на Стоунхендж вывалиться, а там еще раз подумать. Вывалились - и повалились дальше вниз. От грунтовки на Буковую ушли вправо и вниз, потом выпали на какую-то траверсирующую склон дорогу. Пересекли один ручей, судя по всему, сезонный. Далее наткнулись на второй. Он протекал вообще по какой-то канаве, сложилось впечатление, что искусственной. Время уже было около восьми вечера, народ (в смысле я и Игорь) в достаточной степени уставшим, и мы упали на этом ручье. Чуть выше по течению нашлась зачемятельная стоянка, куда мы и перетащили свои бренные тела, а также бренные тела наших рюкзаков.
Тихий вечер, лес, костер, ручеек, дымок, прохлада... Тихо шепчет котелок, предвещая ужин. Милое дело - почаевничать всласть, покушать... И бегом в спальник!
Утро как утро... Немного сонные сборы, завтрак на скорую руку. Пока доупаковывали рюкзаки - сверху без тропы свалилась какая-то группа, вышла на грунтовку, выше которой мы ночевали, и повалила по ней вдоль поляны. Прозвучала фраза "Непорядок, надо догонять!", и мы повалили следом. На поляне быстро их и настигли. но не обольщайтесь по поводу нашей скорости хода - они просто решили привалиться. Оказалось, что мы ночевали, буквально чуть-чуть не доходя до мощного родника с оборудованным недалеко от истока столиком, где уже ранее дважды приходилось ночевать. Удобная ночевка, только слишком близко к дороге. А оттуда вывалились прямиком в Розовое. Там получился довольно длительный привал на сеанс мобильной связи и общение по аське . Но все же мы нашли в себе силы покончить с этим развратом и пойти далее.
Что значит майские праздники и непосредственная близость к заповеднику! На старой ялтинской дороге сразу за отворотом на Розовое стоит ментовская машина, тормозит всех, кто мылится в заповедник. Ну где наша не пропадала. Мы идем, естественно, "в Алушту", а потом тихо сворачиваем направо, на мостик через Сафун-Узень - и вверх в обход лесниковского хозяйства. Выйдя на основную грунтовку в сторону Головкинского, сразу наталкиваемся на пару спускавшихся человек, сообщивших, что обогнавший их на подъеме мотоциклист сказал о ментах, дежурящих на повороте на Головкинского с грунтовки, после чего они решили дальше не подниматься, а идти вниз. Ну была не была, мы не отступили. Еще выше тоже встретили спускавшийся налегке народ, уточнивший информацию. На повороте стоит ментовский бобик с егерем и парой молодых ментов, которые пропускают на водопад и назад на полчасика сфотаться только тех, кто налегке.
Решили с Игорьком попробовать их обойти. Ушли без дороги ниже по склону, траверсируем. Треск сухих сучьев, шорох листьев, в общем шум производим неимоверный. наткнулись на довольно крутой овраг, приходится выйти чуть выше, чтоб его перейти по устью. Поднимаю голову из-за дерева - и вижу в упор смотрящего на меня мента метрах в 20ти от меня... Вот вам, бабушка, и Юрьев день. Делать нечего, раз уж спалились. Бег с рюкзаками по раскисшим тропам от представителей власти решили не устраивать. С ментом подошли с бобику, тут веселый егерь, сложилось впечатление, что чуток не трезвый (хоть он, вероятнее всего, водителем был), еще больше развеселился, када узнал, откуда мы с Игорьком вылезли. Мы им вешаем лапшу на уши, что вылезли по ущелью прям от самого Узень-Баша, шли на водопад, а потом по грунтовке думали спускаться и идти на Чердак. Не знаю, поверили нам или нет, но с рюкзаками на водопад ессно не пустили. Сказали - оставляйте вещи, вот вам полчаса времени туда и назад, а потом забирайте и дуйте вниз, пока мы вас не оштрафовали. Пока чапаем по тропинке к водопаду, думаем, че делать. Возвращаться обидно.
Вариантов родилось три. Первый - самый законный. Возвращаемся, дуем вниз, потом на трассу и заканчиваем прогулку на Демерджи.
Второй - вроде бы сваливаем вниз, доходим до развилки грунтовки и идем по второму ответвлению, которое уходит круто вверх, заодно разведывая, что там. Скорее всего можно как-то траверсом выйти хотя бы на Талму, а оттуда наверх.
Третий - вроде бы сваливаем вниз, прячемся, кушаем и ждем, пока эти товарищи на бобике уедут вниз. Раз они деньги не стригут, значит чью-то повинность выполняют, и особо долго - до темноты - тут задерживаться не будут.
Остановились на третьем варианте. Водопад красив, слов нет. Пока возвращались назад к ментам, встретили довольно большую группу, которая в прямом смысле шла по руслу Узень-баша снизу и вылезла по довольно крутому склону ущелья сюда наверх . Улыбнуло совпадение.
Менты нас проводили комментариями, что они нашу еду в рюках таки не тронули. Мы спустились буквально минут 10, нашли весенний ручеек, стекавший вниз, поднялись
по нему чуть вверх, чтобы нас с дороги видно не было, и расположились на обед. Замечательный был обед, не считая немного достававших комаров.
Как и следовало ожидать, около 16ти часов бобик уехал вниз. А мы, собрав свои скромные пожитки, устремились наверх. Все новое - хорошо забытое старое. Мимо Головкинского, по тропинке, надо отметить - ужасно скользкой после дождика тропинке, не спеша почапали вдоль русла реки. Однако скоро это хождение с постоянным риском уехать в воду начало надоедать, и было принято, как оказалось впоследствии, роковое решение перейти на правый орографически берег и выходить наверх на хребет. Склон крутой, покрытый сырой травой, идти тяжело... Через ожидаемое время выхода на хребет не происходит - все так же склон и склон. Соответственно, идем дальше вверх. Через некоторое время выходим на какую-то слабо заметную, вероятно звериную, траверсирующую тропку. Идем по ней, периодически она пропадает в листьях, потом снова находится. И выходим в итоге на хребет, до ужаса похожий на тот, по которому летом почти два года назад вышли к истоку Узень-баша. Радость (преждевременная...), передых, перекус - и дальше подъем по хребту. Но вскоре он просто вливается в склон.
Явно уже обозначилось, что хребет был не тот. И еще нюанс - в начале того хребтика речка внизу была явно слышна, а теперь практически нет. Однако меня это особо не смутило, и мы идем дальше наверх... Лес вокруг, тишина... Потихоньку сумерки близятся, а сверху спускается туман. Склон все так же крут. Выходим из полосы леса и оказываемся в слабо выраженном кулуаре. Идем вдоль правого края, ограниченного скальной стеночкой, попеременно - от деревца к деревцу, от одной площадки под две ступни, где можно стоять, до другой, по пути сваливая вбок-вниз камни, ветки, иногда бревна... Временами подымаешься, держась руками за выступы стеночки справа, бо под ногами все очень замечательно едет - листья, а под ними мелкие камешки на грунте. Наконец пришло осознание, что ночевать мы точно будем без воды, а где - пока только всевышнему известно...
Где-то в половине восьмого вечера выходим на место под этой стеночкой - два пятачка ровных, где можно кинуть рюкзаки, и выямка, уходящая в расщелину в скале.
Сумерки уже, лезть вверх по этой сыпучке с фонарями и без веревки уже совсем перебор, потому ночевка объявилась тут. Пока я на одном пятачке с рюкзаком возился, Игорек посветил в эту расщелину - и там обнаружилась небольшая пещерка. Залезть туда можно было только боком, впритирку к скале. Внутри по центру можно было даже стоять в полный рост. В плане она была треугольная - сходилась к краю, противоположному от входа. Вещи затащили в нее, два коврика легли буквой V с перехлестом в ногах, рюкзак один снаружи, второй сбоку, чтобы не испачкать спальник. Ужин - сухофрукты и чашка - у меня чая, у Игорька горячего шоколада - на брата, с горелки. Как раз мой литр воды, что был с нашего обеда припасен, почти весь ушел. Воды осталось грамм 300-350 - на завтра, чтоб дойти до родника. Что у нас будет до выхода на плато было тайной, покрытой мраком. Но в любом случае или снег топить наверху, или сразу сбегать на Талму.
Ночь прошла без эксцессов. Хотел, правда, пораньше выйти, но продрыхли часов до семи, пока собрались, вещи повытаскивали наружу - вышли в районе восьми. Ничего не ели и не пили утром. Первые минут 15 подъема - и горло сухое, как мартини... Вскоре кулуар раздвоился огромным поросшим местами травой валуном. Мы ушли вправо - и на нашем пути появился уже не просто довольно крутой склон, а сыпущийся скальник, поросший местами травой и редкими деревьями. Палки окончательно ушли в рюкзак, пошло лазанье. Первым "иду" я, по пути сбрасываю вниз все, что "плохо лежит". Ощущения не из приятных, надо отметить. Когда лезешь, берешься за камень, пробуешь нагрузить, и чувствуешь, что он под руками шатается... Игорь прятался внизу сбоку, потому как все подобное летело вниз довольно часто. Потом я жду, а Игорек, по расчищенной дороге, следом.
Вылезли на острый гребешок. С другой стороны тоже довольно крутой склон, поросший соснами, а с торца он обрывался скалами. Там можно было перевести дух, поклевать сухпай и позволить себе по глотку воды. Слева был виден Конек и Царские поляны на нем, справа далеко внизу - Изобильненское водохранилище. Дальше по гребешку вверх, от сосны к сосне, уже шли, а не лезли. Гребешок влился в травяной склон с соснами, по нему так же вверх. Периодически встречали звериные (вероятнее всего, козьи, судя по рассыпанному "гороху") тропки. В одном месте случился еще один неприятный момент. На склоне была скальная ступенька, мне по грудь высотой примерно, а справа и слева сосен поближе не было. Подумалось, что камни все же надежнее, чем трава. Подошел вплотную к ступеньке, и, держась за нее, стал чуток траверсить в поисках более удобного для подъема места. Тут ощущаю, что камни, за которые держусь в глубине какой-то щели в этой ступеньке зашевелились - и практически сразу вываливаю их на себя. Один довольно большой перекатился через бедро (оставив под штанами красивые ссадины), остальные ушли вниз, вызвав небольшой камнепадик. Хорошо, что шли мы зигзагами и Игорь находился не подо мной. Ощущение потерянного на какой-то миг равновесия добавило свою нотку в разнообразие чувств от этого подъема.
Довольно скоро мы подошли под поясок скал под самим плато, вылезли вверх метра два - и вот мы на самом Бабугане, примерно посередине между Коньком и спуском на Талму, немного ближе к Коньку. Радости-то было... По крайней мере у меня. Что живы, что целы, и главное - что оба... Полюбовались видом (погода отличная была), сфотались, попили еще по глоточку, поглядели карту и почапали на Талму (на провокационные предложения натопить из какой-нибудь снежной шапки на завтрако-обед, чтобы потом дойти до Гурзуфского седла, Игорь отвечал категорическим отказом).
В 12 дня мы были на плато. В 14 спустились на родник. Дальше вполне ожидаемая картина - сначала пили воду, потом чай, потом суп... Потом еще что-то, я уже и не помню что, потом снова чай... В общем, никуда уже не пошли, и заночевали тут. Утром 4го мая спустились через Парагельмен в Малый Маяк, потом на море, оттуда собирались уже в Симферополь, но судьба распорядилась иначе - троллейбус, в который впрыгнули, шел до Алушты. В общем, погуляли немного еще и там, и последним троллейбусом отправились на Симфер. Самое странное, что в Симферополе никого из знакомых на встретили .
Такой вот получился походик. С положительным "отрицательным" опытом, как в одной небезызвестной статье на mountain.ru